«И слышу в музыке народа моего мотив… Народная музыка в творчестве чувашских композиторов»

«И слышу в музыке народа моего мотив…  Народная музыка в творчестве чувашских композиторов»

 

Ко Дню празднования Чувашского языка и культуры в Ядринской детской школе искусств имени А.В. Асламаса проведена встреча в музыкальной гостиной «В мире прекрасного». Тема встречи «И слышу в музыке народа моего мотив… Народная музыка в творчестве чувашских композиторов» была посвящена истокам музыкального искусства – народной музыке.

Песни и наигрыши существовали много веков в устном народном творчестве – фольклоре. В течение веков одни песни забывались, другие возрождались, передавались из уст в уста.   Ведущая гостиной, преп. Сенько Л.А., рассказала о жанрах чувашской народной песни, о пентатонике (пятиступенный лад) - самом древнем и распространенном ладе на планете, о первых народных певцах – юрӑ ӑсти, или  юрӑçӑ – о чувашской девушке Эмине («Иволге Чувашии»), славившейся своими песнями более ста лет назад, Г.Ф. Федорове, И. Вдовиной.

Известно, что первые чувашские композиторы – основоположники чувашской профессиональной музыки – Ф. Павлов, В. Воробьев и С. Максимов- в своих первых попытках сочинений использовали народную музыку.  Они собирали и записывали народные песни и наигрыши чувашей и, впоследствии, использовали в своем творчестве. Собиранием чувашского фольклора в послевоенные годы занимаются чувашские композиторы старшего поколения Ф.М. Лукин, Г. Я. Хирбю, А.В. Асламас, Ф. С. Васильев и многие другие, используя их в своей музыке. Они выезжают в фольклорные экспедиции не только по Чувашской Республике, но и за ее пределы, где живут чуваши: Татарию, Башкирию, Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую, Саратовскую области.

В этот вечер звучала музыка, в которой композиторы использовали чувашские народные темы самых разных жанров: «Хоровод» и «Маленькое скерцо»  А. Токарева, «Пьеса» Г. Хирбю, «Маленький вальс» А. Асламаса, «Жалоба» Г. Воробьева, «На закате у реки» В. Коровиной, «Взял я в руки балалайку» О. Агаковой, «Линка» Ф. Павлова.  Плясовые наигрыши особенно ярко и зажигательно звучат на народных инструментах. В переложениях для баяна, аккордеона, гармони прозвучали «Чувашский танец» В. Воробьева, «Чувашская гостевая» и «Пирен урам анатала» С. Григорьева, Молодежная плясовая» В. Алексеева и др.

Среди разнообразных жанров чувашских песен особое и значительное по количеству песен занимают гостевые и застольные песни. Народную песню «Алран кайми» записал С. Максимов. Этот величественный гимн, исполнявшийся в древности, до сих пор продолжает волновать глубиной содержания, безупречной музыкальностью.  Многие композиторы не раз обращались к этой мелодии. В этот вечер она прозвучала в «Чувашской рапсодии» А. Асламаса и в отрывке из оперы Г. Хирбю «Нарспи». Чувашский народ высоко чтит и уважает старшее поколение. Это выражается и в музыке народа. В исполнении Александрова В. прозвучал «Танец старцев» («Ваттисен ташши»).

В завершении встречи прозвучала песня «Хевел» («Солнышко») в исполнении школьного хора «Веснушки».

Фотогалерея