Ко Дню празднования Чувашского языка и культуры в
Ядринской детской школе искусств имени А.В. Асламаса проведена встреча в
музыкальной гостиной «В мире прекрасного». Тема встречи «И слышу в музыке народа моего мотив… Народная музыка в творчестве
чувашских композиторов» была посвящена истокам музыкального искусства – народной
музыке.
Песни и наигрыши существовали много веков в устном
народном творчестве – фольклоре. В течение веков одни песни забывались, другие
возрождались, передавались из уст в уста. Ведущая гостиной,
преп. Сенько Л.А., рассказала о жанрах чувашской народной песни, о пентатонике (пятиступенный лад) - самом древнем и
распространенном ладе на планете, о первых народных певцах – юрӑ ӑсти, или юрӑçӑ – о чувашской
девушке Эмине («Иволге Чувашии»), славившейся своими песнями более ста лет
назад, Г.Ф. Федорове, И. Вдовиной.
Известно, что первые чувашские композиторы – основоположники чувашской профессиональной
музыки – Ф. Павлов, В. Воробьев и С. Максимов- в своих первых попытках
сочинений использовали народную музыку. Они собирали и записывали народные песни и
наигрыши чувашей и, впоследствии, использовали в своем творчестве. Собиранием
чувашского фольклора в послевоенные годы занимаются чувашские композиторы
старшего поколения Ф.М. Лукин, Г. Я. Хирбю, А.В. Асламас, Ф. С. Васильев и
многие другие, используя их в своей музыке. Они выезжают в фольклорные
экспедиции не только по Чувашской Республике, но и за ее пределы, где живут
чуваши: Татарию, Башкирию, Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую, Саратовскую
области.
В этот вечер звучала музыка, в которой композиторы использовали
чувашские народные темы самых разных жанров: «Хоровод» и «Маленькое скерцо» А. Токарева, «Пьеса» Г. Хирбю, «Маленький
вальс» А. Асламаса, «Жалоба» Г. Воробьева, «На закате у реки» В. Коровиной, «Взял я в руки балалайку» О. Агаковой, «Линка» Ф. Павлова. Плясовые наигрыши
особенно ярко и зажигательно звучат на народных инструментах. В переложениях
для баяна, аккордеона, гармони прозвучали «Чувашский танец»
В. Воробьева, «Чувашская гостевая» и «Пирен урам анатала» С. Григорьева,
Молодежная плясовая» В. Алексеева и др.
Среди
разнообразных жанров чувашских песен особое и значительное по количеству песен
занимают гостевые и застольные песни. Народную песню «Алран кайми» записал С.
Максимов. Этот величественный гимн,
исполнявшийся в древности, до сих пор продолжает волновать глубиной содержания,
безупречной музыкальностью. Многие
композиторы не раз обращались к этой мелодии. В этот вечер она прозвучала в
«Чувашской рапсодии» А. Асламаса и в отрывке из оперы Г. Хирбю «Нарспи».
Чувашский народ высоко чтит и уважает старшее поколение. Это выражается и в музыке
народа. В исполнении Александрова В. прозвучал «Танец старцев» («Ваттисен
ташши»).
В завершении встречи прозвучала песня «Хевел» («Солнышко») в
исполнении школьного хора «Веснушки».